А.
Северный
у Р. Фукса
1973-
1. Иду по Невскому проспекту, ко мне подходит урка свой…
2. Вступление.-
У меня в руках письмо. Один из моих незнакомых многочисленных друзей пишет мне:
“Дорогой Аркадий Палыч! Пишет Вам ваш почитатель из города Воркута, который
хотел бы передать привет вам от себя лично и от большой группы любителей вашего
редкого таланта. Вы давно известны в нашем городе как собиратель и
непревзойденный исполнитель народных песен определенного жанра. Скольким людям
вы доставляете удовольствие вашими песнями! Сколько разбитых сердец, поломанных
судеб в ваших песнях. Но мне и моим друзьям кажется, что вы плохо оправдываете
свою гордую фамилию - Северный, тем, что мало поете песен о Севере дальнем. Все
как-то вас больше тянет на юг, в Одессу-маму, к Ростову-папе поближе. Да о
Воркуте-мачехе, вам и вспомнить-то не хочется. Мы, конечно, понимаем -
воспоминания не из лучших, но, как говорится, из песни слова не выкинешь, как не
вернуть тех лет, в которых “счастья не было, и нет” - как выколото у меня на груди. Ваш друг,
известный в прошлом - Костя-Капитан” Дорогой Костя! Постараюсь сегодня исправить
свою ошибку. Специально для вас:
3. Ох, волюшка, добрая воля, как счастье мое далеко…
- Да. Беломорканал. Теперь о нем
вспоминают, когда покупают пачку папирос за двадцать две копейки со смутной
картинкой на этикетке. Это была первая ударная стройка в цепи многих
последующих. Зеки строили, умирали, а результаты приписывались другим. Итак:
тридцать третий год, питерские “Кресты”
4. Идут на Север срока огромные. Кого не спросишь - у всех Указ… (1947 - начало 1948 гг.)
- А что делать? Нужно было как-то жить…
<муж.
голос> - А чего вдруг?
- Человек умудряется жить в любых условиях. Нужно было только уметь заставить
его. И умели, и жили и даже любили. Ведь что такое человек? Он привыкает даже к
петле - сначала подергается, а потом успокоится…
5. Споем, жиган, нам не
гулять по бану… (переделка песни М. Исаковского “Прощальная”
- Где же, интересно, могла произойти эта встреча? Чтобы могла вспыхнуть любовь? Где-нибудь на вшивой мрачной пересылке? Или автор этих песен видел свою любимую один лишь только раз из окна своей камеры в крупную клетку, когда она среди таких же несчастных была на двухчасовой прогулке под бдительным оком ВОХРовца? Нам остается только гадать, но мы можем легко представить его сегодня стоящим у окна с решеткой…
6. Я сижу в одиночке и плюю в потолочек,
перед Родиной честен, перед совестью чист…
- Да. Как
мечталось им за крепкими засовами и за колючей проволокой над стенами лагерей,
что когда-нибудь, останется позади Воркута, и можно будет спеть своим друзьям…
<муж. голос> - На Воркуте…
7. На Воркуте пришлося мне, прожить не
год, не полтора, не два…
- А щас я вам
сыграю песню… Когда я сидел, в сто сорок седьмом… этом… лагере я встретил своего
теперешнего импресарио. И он меня очень просит, чтоб я ему это дело все
приделал. Так вот щас я ему играю.
8. Шлю тебе, Тамара синеглазая, (ему уже
щас сорок восемь лет, он уже персональный пенсионер) может быть последнее
письмо...
- Что это за
ордена на блатной груди, которыми собирается похвалиться герой этой песни? Это
своеобразные знаки отличия, которыми воровской сход награждал наиболее
отличившихся. Они накалывались на грудь в виде татуировок, изображали различного
вида кресты и цепи к ним. Обладатели некоторых видов наколок могли пользоваться
неограниченной властью на воровских зонах. Их приказы выполнялись
беспрекословно, их называли “королями зон”, или по фене “маза”. Быть королем -
значит держать мазу. Это мог быть, как тогда говорили, наиболее авторитетный вор
в законе, которого его товарищи по ремеслу не могли упрекнуть ни в чем. Он, как
правило, занимал лучшее помещение, был окружен личной гвардией из наиболее
уважаемых и грозных воров. Ни о какой работе с его стороны не могло быть и речи.
Ибо ворам работать было вообще запрещено… их закон, а ему и его гвардии даже
думать об этом не полагалось. Он должен был вери… вершить суд, расправу и
взимать дань со всех работающих в лесоповале или на каменном карьере мужиков и
сук во всех их видах и разновидностях. А еще есть, ребята, разновидность такая -
крысятники, блядь, гоп-стопошники… Я их маму мотал на кулак. Ах! Как было очень
много всех оттенков и мастей. Один назывался, чего стоит, “красные шапочки”,
”волки”, “черти”, “ломом подпоясанный” и так далее… Те же, что хотели
обособляться, называли себя гордо “я один на льдине”, что значило, что он вне
касты. Время от времени, администрация, пытаясь, навести на зонах хоть
какой-нибудь порядок, открывала всякого рода штрафные изоляторы, так называемые,
БУРы, где пытались создать тюрьму в тюрьме, то есть место с такими условиями
жизни, вынести которых человеку было очень тяжело. Именно об этом поется в
следующей песне.
9. То не ветер в полумраке тонет, то не
плачет об убитом мать…
- Без текста…
10. Хмурый вечер скулит за окошком, вьюга
бродит всю ночь у дверей…
- Маши
ручкой-то…
<жен. голос> - Поют гитары вам…
11.
Поют гитары вам, и вам поет баян, что я вернусь к тебе, таким как был…
- Ребята, щас я
вам приделаю песню по образу “Кирпичиков”, называется “Пролетарочка”
12. Как на фабричке была парочка - Сенька слесарь, рабочий простой… (переделка песни “Кирпичики”*)
- Вот,
импресарио, ты еще не знаешь как…
13.
Ох ты, речка, речка Бирюса, ломая лед, шумит, поет на голоса… (ориг.
текст Л. Ошанина, муз. Э. Колмановского “Бирюсинка”
+ Под деревьями у моря, там, где чаек слышен крик… (подряд)
+ Эй, мать моя давай рыдать, давай думать и гадать… (подряд)
Время
1 час 00 минут 54 секунды
* Слова П. Герман, музыкальная обработка В. Кручинина, оргигнальный музыкальный вальс С. Бейлезона “Две собачки” из постановки
В. Мейерхольда “Лес” по пьесе А. Островского, 19 января
Тематический Каталог Хронологический каталог